1. Цены
Этот год принес сильное снижение цен на утеплитель минвату. Компания "Технониколь" запустила новые линии на своих заводах, объем мощностей вырос. Решили демпинговать. В результате снижение цен на 20-40%. Другим производителям пришлось также уменьшить цены. Рынок лихорадит, маржинальность падает. Усиление конкуренции привело к сильной просадке ценников.
Гипсокартон также в целом снижается. Новые карьеры разрабатываются, новые заводы. Конкуренция выросла, а спрос покупательский - нет. Результат - меньшие ценники чем 1-4 года назад.
По сухим смесям ситуация похожая, но снижение незначительное. Получается, что при общей инфляции в 15%, некоторые строительные материалы даже прилично снизились в цене благодаря конкуренции.
Импортные продукты, конечно, выросли в цене. Но это было еще в 2014 году. В 2015 их стали замещать отечественные материалы. Например, российский ламинат вместо европейского и китайского. Цена практически не выросла в этом году. Монтажная пена в прошлом году была даже несколько выше. Многие стали размещать заказы на наших заводах. Так марка Ультрафлекс вместо Швейцарии теперь делается в Белоруссии и России. А наши "Профлекс" и "Кудо" резко нарастили продажи.
Линолеум рос в начале года, летом сильно снизился, с августа опять растет. Видимо высокая доля импортного сырья, повторяет курс рубля.
Краски выросли примерно на 3-12%, что достаточно немного. Кисти, валики и весь инструмент китайский раза в два за эти полтора года. Российский инструмент (ручной) вырос на 5-30%.
Обои выросли в прошлом году сильно, но в этом достаточно стабильны.
Профиль для гипсокартона вырос в прошлом на 10-30%. В этом немного снизился на 5-10%. Но цены на него даже ниже чем в 2008 году.
Вывод: рост цен сдерживается снижением покупательского спроса. А в конкурентных продуктах произошло снижение. Так утеплители и гипсокартон даже дешевле 2008 года.
2. Рост транспортных расходов из-за "Платона"
Негативно, но терпимо. Рост цен не вызывает.
Нас некоторые поставщики пугали этим в начале ноября. Дескать берите больше, потом дороже будет. Но не повысили цены производители. Транспортные выросли примерно на 5-15%. Заводы пошли, видимо, на снижение отпускной цены для компенсации.
Тут хочется отметить, что повышение транспортных расходов на 5-15% не ведет к росту цен на цифры. Приведу пример. У нас фура 20 тонн стоила 59 тысяч за 4 точки загрузки в Москве, разгрузка в 1000 километрах в 1 точке. Сейчас 63 тысячи. Но до этого ставка была стабильна 4 года. Раньше привозили в 20 тоннике на 800-950 тысяч. Сейчас на 1050-1250 тысяч рублей. В результате транспортные на 1000 рублей товара даже упали. Ну и повышение этого вида расходов на 7% с 59 до 63 привело к росту затрат на 1000 рублей продукции: 59000/1100000=0,0536 или 5,36% транспортные из Москвы. против: 63/1100000=0,573 или 5,73%. 0,37% повышения расходов. Но поднятие цен это у нас не вызвало, так как в условиях сильной конкуренции сохранили наценки, сократив рентабельность.
Сезон строительный закончился. Спрос упал. Большинство наших поставщиков даже немного снизили цены. Повышение транспортных расходов не повлияло.
Вывод: введение нового сбора с 20 тонников не вызвало рост цен на строительные материалы. Цены даже снижаются ввиду завершения сезона и острой борьбы за покупателя.
3. Рост продаж отечественных материалов. Импорт снижает долю
Многие поставщики раньше размещали заказы по ламинату на китайских заводах. Сейчас отказываются от импорта и переходят на отечественные продукты. То же касается монтажной пены, хоть и в меньшей степени.
ОСП (OSB, аналог фанеры) практически весь отечественный или Белорусского завода Кроношпан. Хотя еще недавно в России производств этого вида плиты вообще не было и привозили европейские, прибалтийские, канадские и американские плиты.
Малярный инструмент потихоньку становится отечественным. Многие заводы по строительным материалам наращивают экспорт. Так "Технониколь" активно стала продавать в Китай.
Вывод: ослабление рубля привело к резкому снижению импорта и большему спросу на отечественные продукты. Стало интереснее открывать производства в России, так как себестоимость в долларах упала
4. Борьба за покупателя
Если раньше рынок был разделен среди нескольких компаний, то сейчас происходит раздробление среди множества. 20 новых игроков появляется, 10 уходят, не выдержав борьбы. В результате растет сервис. Также это сдерживает рост цен либо даже приводит к их снижению. О чем писал выше.
Оптовые фирмы начинают заходить в продажу конечным покупателям, крупным. Маржа падает, наценка снижается. Идет работа над снижением издержек, оптимизацией бизнес процессов. Компании, у который растет качество управления (менеджмента), сохраняют свою долю рынка. Слабые уходят или теряются.
Вывод: борьба за клиента ведет к повышению качества бизнеса. Сложности и проблемы заставляют больше шевелиться, меняться, проводить реформы в компаниях с целью улучшений.
По материалам DimaPozitiv на Aftershock.su
Olga
Спасибо) Отличная статья)
Olga
Хорошие рекомендации))ж аль только, что для простого обывателя это все равно ...
Татьяна
Спасибо за статью!
MilDen-окна
Немного о преимуществах пластиковых окон: они не деформируются, не ссыхаются ...
Леся
Полностью согласна насчет необходимости специалиста и компании установщика при ...